Интернет Windows Android

Контрольные вопросы Что входит в состав технических средств информатизации? Технические средства информатизации – аппаратный базис информационных технологий 1 назначение технических средств информации.

РОСОБРАЗОВАНИЕ

НИЖНЕВАРТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ

учебное пособие

Нижневартовск 2007

Технические средства информатизации. Учебное пособие./ Составитель А.Н. Попов. – Нижневартовск: НГСГК, - 2007, с.

Данное учебное пособие предназначено для изучения дисциплины «Технические средства информатизации» в средних специальных учебных заведениях на специальности 2203- «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем».


Введение.

Учебная дисциплина «Технические средства информатизации» является общепрофессиональной, формирующей базовый уровень знаний для освоения других общепрофессиональных и специальных дисциплин, таких, как «Компьютерное моделирование», «Компьютерные телекоммуникационные сети», «Инструментальные и программные средства вычислительных систем».

Дисциплина раскрывает вопросы, связанные с классификацией технических средств и их общей характеристикой, рассматривает средства копирования и размножения, средства настольной электронной типографии, офисное оборудование, методы и средства мультимедиа; телекоммуникации и средства связи.

Учебное пособие составлено в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 2203- «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем», утверждённой приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, в соответствии с учебным планом и программой учебной дисциплины по специальности.

Окружающий нас мир существует в трёх основных формах: вещество, энергия, информация.

Всё многообразие материальных объектов состоит из вещества. Все материальные объекты взаимодействуют друг с другом и поэтому обладают энергией. Каждый объект несет информацию о себе, своих свойствах и качествах (форма, цвет, запах и др.). Кроме этого человек (а также другие живые организмы) могут собирать, обрабатывать, хранить и передавать информацию, использовать информацию для своего существования и развития.

В данный исторический период человечество включилось в глобальный процесс, называемый информатизацией. Информация становится главным ресурсом научно-технического и социально-экономического развития мирового сообщества и существенно влияет на ускоренное развитие науки, техники и различных отраслей хозяйства, играет значительную роль в процессах образования, общения между людьми, в других социальных областях.

Если до середины XX века жизнеобразующие процессы, протекающие вокруг человека претерпевали незначительные изменения, то в настоящее время человек окружен таким количеством информации, которая, в свою очередь, стремительно меняется и обновляется, что знания, полученные 3-5 лет назад становятся устаревшими и неактуальными. Человек чтобы быть востребованным, идти в ногу со временем должен постоянно совершенствовать свои способности, получать новые знания и обновлять имеющиеся.

Поэтому встаёт вопрос о том, чтобы студенты овладели методологией усвоения новых знаний, могли заниматься самообразованием с целью идти в ногу со временем.

При работе с информацией, в процессе её получения, переработки, сортировки, хранения и передачи ведущую роль играют технические средства информатизации (ТСИ). А значит, овладение приёмами работы с данными средствами имеет первостепенное значение.

Диапазон современных ТСИ крайне широк: от компьютера с привычными периферийными устройствами до средств связи, устройств копирования и уничтожения документов. Не менее разнообразны физические принципы, положенные в основу функционирования этих устройств. Специалисты в области автоматизированных систем обработки информации и управления, а также программного обеспечения вычислительной техники и автоматизированных систем, в какой бы области они ни работали, должны не только выступать в качестве пользователей, но и быть знакомы с принципом действия, конструкцией, технологией производства, правилами эксплуатации и основами выбора технических средств информатизации.

Характерной особенностью технических средств информатизации являются постоянное развитие, совершенствование, появление новых устройств, реализующих ранее невиданные возможности. Некоторые образцы техники морально устаревают, не успев попасть на рынок.

В Разделе 1 раскрывается понятие информации, её свойства, способы представления и измерения. Также изложены общие характеристики технических средств информатизации как устройств, обеспечивающих обмен информацией с компьютером.

Раздел 2 посвящен техническим характеристикам современных компьютеров, их составу и архитектуре.

Разделы 3 – 6 посвящены устройствам ввода/вывода, хранения и обработки текстовой, числовой, аудио- и видеоинформации на различных носителях.

Раздел 7 посвящен средствам копирования и уничтожения информации на твердых носителях.

В Разделе 8 рассмотрены современные системы дистанционной передачи информации.

Учебное пособие позволит студенту самостоятельно изучать материал курса, выполнять практические задания и проверить уровень усвоения материала с помощью контрольных заданий и тестов. Применение таких пособий развивает самостоятельную деятельность в овладении новыми знаниями, продвигает обучаемого на новую ступень осознанием своих способностей и своего места в новом информационном обществе.

Раздел 1. Информация и технические средства её обработки.

Тема 1.1. Информация.

План:

1. Определение информации. Количество информации. Единицы измерения количества информации.

2. Способы представления информации для ввода в ЭВМ.

1. Определение информации. Количество информации. Единицы измерения количества информации.

В настоящее время наука пытается найти общие свойства и закономерности, присущие многогранному понятию информация, но пока это понятие во многом остается интуитивным и получает различные смысловые наполнения в разных отраслях человеческой деятельности:

· в обиходе информацией называют любые данные или факты, которые кого-либо интересуют. Например, сообщение о каких-либо событиях, о чьей-либо деятельности и т. п. «Информировать» в этом смысле означает «сообщить нечто, неизвестное раньше»;

· в технике под информацией понимают сообщения, передаваемые в форме знаков или сигналов;

· в кибернетике под информацией понимают ту часть знаний, которая используется для ориентирования, активного действия, управления, т. е. в целях сохранения, совершенствования, развития системы.

Термин «информация» имеет корень «form» (форма), что разумно трактовать как «информирование - придание формы, вывод из состояния неопределенности, бесформенности», поэтому логично подходить к определению понятия «количество информации» , исходя из того, что информацию, содержащуюся в сообщении, можно трактовать в смысле ее новизны или, иначе, уменьшения неопределенности знаний «приемника информации» об объекте.

Американский инженер Р. Хартли в 1928 г. рассматривал процесс получения информации как выбор одного сообщения из конечного заданного множества N равновероятных сообщений, а количество информации I , содержащееся в выбранном сообщении, определял как двоичный логарифм N :

Развитие технологий повлекло за собой информатизацию общества. Сегодня трудно представить себе дом, в котором не было бы телевизора и компьютера, человека, который не умеет пользоваться интернетом. прочно и уверенно проникают во все сферы нашей жизни. Не стала исключением и система образования. Сегодня проблемами внедрения занимается не только министерство, но и центр информатизации и оценки качества образования, расположенный в городе Иваново.

Определение проблемы

Информатизация образования - это довольно сложная современная тенденция, связанная с внедрением в учебно-образовательный процесс различного рода информационных средств, работающих на основе микропроцессоров, а также электронной продукции и новых педагогических технологий, базирующихся на использовании ИКТ для обучения.

Информатизация образования, в первую очередь, направлена на разработку методов и средств, ориентированных на реализацию основных воспитательных и образовательных педагогических целей с помощью использования новейших достижений компьютерной техники. Сюда относится компьютерное обучение школьников, овладение ими современными достижениями ИКТ, модернизация методов, и форм обучения, его содержания.

Цели

Процесс информатизации образования имеет свои цели. К ним относится:

1. Создание благоприятных условий для доступа к учебной, научной и культурной информации.

2. Интенсификации взаимодействия участников педагогического процесса с помощью применения средств информатизации.

3. Изменение модели управления образованием.

4. Повышение качества образования за счет использования ИКТ.

Основные причины

Развитие информатизации образования имеет следующие предпосылки:

Стремительный процесс информатизации общества в целом. Так, на сегодняшний день все больше и больше людей имеют персональные компьютеры, подключаются к всемирной сети, в том числе школьники, студенты.

Рост технических возможностей средств информатики и снижение их стоимости, что делает их более доступными. Практически в каждой школе есть свой компьютерный класс, а большинство и университетов устанавливают компьютеры, мультимедийные проекторы и доски в каждой аудитории.

Курс на формирование новой информационной среды общества, инфосферы. Естественно, что при таких перспективах важно научить школьников и студентов правильно и с пользой использовать ИКТ.

Основы процесса

Информатизация сферы образования основывается на достижении педагогических и компьютерных наук, таких как:

Информатика;

Кибернетика;

Теория систем;

Дидактика.

Благодаря им в образование внедряются не только новые компьютерные технологии, с помощью которых учащиеся могут более эффективно овладевать знаниями, но и разрабатываются методы и подходы к обучению, его контролю. Создаются электронные учебники, тесты, образовательные программы, которые используют как новейшие достижения информатики, так и основополагающие принципы дидактики.

Основные направления информатизации образования

Для реализации основных целей центр информатизации качества образования предлагает проводить работы по следующим направлениям:

1. Компьютеризация образовательных учреждений, в которую входит не только обеспечение школ и университетов компьютерами, но и периферийным оборудованием, таким как мультимедийные проекторы и доски, принтеры, сканеры, модемы и прочее.

2. Подключение образовательных учреждений к сети интернет. В дальнейшем это позволит ученикам пользоваться непосредственно во время урока, а учителя смогут проводить уроки удаленно либо же посещать дистанционные курсы повышения квалификации на рабочем месте.

3. Создание и реализация технологий дистанционного обучения. На сегодняшний день данная форма обучения считается одной из наиболее перспективных. Но в тоже время дистанционное образование имеет ряд недостатков, среди которых можно выделить высокую стоимость курсов и несколько непроработанную систему контроля знаний. В дальнейшем планируется тщательно проработать методику обучения и снизить его стоимость, что позволит сделать его доступным каждому.

4. Создание единой информационной системы мониторинга обучения, что поможет проводить своевременные срезы знаний, определять недостатки и преимущества того или иного способа обучения. Это одна из главных задач, которую преследует информатизация. при этом должно значительно вырасти, считают эксперты.

5. Обеспечение образовательных учреждений электронными учебными пособиями, соответствующими образовательным программам. В последнее время популярной стала и проблема разработки электронных учебников, которые позволят значительно повысить эффективность обучения. В тоже время, на сегодняшний день отсутствуют единые, составленные согласно учебной программе, учебники. В большинстве случаев учителя самостоятельно разрабатывают электронные пособия для своих учеников.

6. Открытие информационных образовательных центров, в которых не только ученики, но и учителя смогут повысить свою компьютерную грамотность, ознакомиться с новейшими информационными технологиями и методами их применения в образовательной сфере.

7. Информатизация образования - это и создание нормативно-правовой базы по внедрению в учебный процесс информационных коммуникационных технологий. Естественно, что для внедрения новых технологий необходима законодательная база, которая не только зафиксирует права и обязанности, порядок внедрения ИКТ, но и учтет вопрос авторских прав на электронные пособия.

Преимущества информатизации

Отметим основные преимущества данного процесса.

1. Совершенствование методов и технологий отбора учебных материалов.

2. Введение новых специализированных дисциплин, связанных с изучением информатики и информационных технологий как в университетах, так и в школах.

3. Изменение в методике преподавания традиционных школьных дисциплин, не связанных с информатикой. К примеру, использование компьютеров на уроках биологии или химии позволит проводить опыты путем моделирования их с помощью специальных программ.

4. Дополнительная мотивация обучающихся, которая приводит к повышению эффективности обучения. Замечено, что уроки с более интересны детям, чем традиционные.

5. Информатизация системы образования также позволит создать новые формы взаимодействия в ходе обучения: ученик - компьютер.

6. Совершенствование системы управления образованием.

7. Развитие альтернативного и логического мышления.

8. Формирование стратегий поиска решения учебных и практических задач с помощью ИКТ.

9. Индивидуализация обучения.

Недостатки использования ИКТ в обучении

Несмотря на свою привлекательность и массу преимуществ, информатизация современного образования имеет и ряд существенных недостатков:

1. Ограничение живого общения между учителем и учениками. При использовании ИКТ основная роль в обучении постепенно отходит техническим средствам, учитель же, по большей части, занимается отбором необходимого материала и последующей его презентацией.

2. Снижение коммуникативных навыков из-за наличия диалога: ученик - компьютер. Чем больше времени учащийся общается с техническими средствами обучения, тем меньше времени остается на беседы с учителем и другими учениками. В такой ситуации существенно снижаются навыки коммуникации, что в дальнейшем негативно влияет и на социализацию.

3. Снижение социальных контактов, что напрямую связано с предыдущим пунктом. Общение с компьютером снижает уровень социальной активности не только на уроке, но и в жизни в целом.

4. Использование готовой информации. Используя современные ИКТ, дети все меньше времени уделяют поиску и обработке информации. Они берут из интернета уже готовые доклады и рефераты и зачитывают их. При этом они не проводят детального подбора и анализа материала, а берут уже готовые образцы. В дальнейшем таким детям будет довольно сложно самостоятельно писать курсовые и дипломные работы с высоким уровнем уникальности.

5. Постоянная работа за компьютером может стать причиной зависимости. Это серьезная проблема, которая может привести не только к проблемам с учебой, но и психическим, физиологическим отклонениям.

6. Снижение здоровья. Постоянная работа за компьютером отрицательно влияет на формирование осанки ребенка, его зрение.

Возможности

Центр информатизации образования отмечает, что внедрение ИКТ в образовательный процесс позволит:

Создать открытую систему образования, обеспечивающую возможность получения качественного самообразования. Процесс обучения станет дифференцированным и индивидуальным.

Внести изменения в организацию процесса познания и его смещение в сторону системного мышления.

Предоставить новые возможности для ускорения интеллектуального развития личности.

Разработать новые педагогические практики.

Организовать мгновенную обратную связь между учениками и средствами ИКТ.

Визуализировать учебную информацию.

Создать новую высокоэффективную систему управления образованием.

Трудности в реализации

Информатизация системы образования имеет две основные проблемы, которые существенно влияют на скорость внедрения ИКТ в учебный процесс.

1. Формирование постоянной потребности педагогов применять компьютеры. Переход на новую систему требует постоянного и непрерывного применения ИКТ в ходе обучения. На сегодняшний день далеко не все педагоги понимают значимость данного процесса и стремятся проводить занятия по старым стандартам, без использования технологий.

2. Необходимость непрерывного повышения педагога. При работе с ИКТ учитель должен постоянно совершенствоваться, узнавать новые методы и приемы работы, осваивать все новые и новые программы. Далеко не всех устраивает такое положение дел. Кроме того, как это ни прискорбно, далеко не все педагоги умеют пользоваться компьютером.

Средства информатизации

Еще один вопрос, который необходимо рассмотреть - средства информатизации образования. Это компьютерное аппаратное и программное обеспечение, которое используется для достижения образовательных целей.

К основным средствам информатизации относятся:

Средства для записи и воспроизведение звука и видео;

Радио и телетехника;

Проекционное и оптическое кинооборудование;

Компьютерные средства обучения - программы, учебники;

Телекоммуникационные средства обучения.

Ниже мы рассмотрим особенности применения компьютеров и электронных учебников в сфере образования.

Использование компьютеров в образовательном процессе

Как уже упоминалось, информатизация образования - это также и использование компьютеров в образовательном процессе. Данное направление получило название компьютеризации и подразумевает активное применение компьютерных технологий в процессе обучения.

Как можно разнообразить урок при помощи персонального компьютера?

  1. Ознакомить учеников с той или иной темой, подкрепив ее красочной презентацией. С ее помощью будет задействовано сразу два канала, отвечающих за прием информации - слух и зрение. В презентации могут быть не только картинки и таблицы, основные определения, но и видео, аудиоматериалы.
  2. Использование видеоматериалов - фильмов, видеороликов. Особенно удачно использование таких материалов при изучении истории, литературы, биологии и географии, химии, астрономии.
  3. Использование специальных компьютерных программ-модуляторов. С их помощью можно проводить различные опыты - физические или химические, моделировать галактики и системы в астрономии. Все, что для этого нужно - задать компьютеру данные.
  4. Использование программ-тренажеров. Наиболее известны программы для изучения языков, которые предлагают не только выбрать правильный вариант ответа, но и ввести перевод слова, оставить фразы из определенного набора букв.
  5. Введение компьютерного тестирования. Использование компьютеров для поверки знаний не только облегчит жизнь преподавателям, но и позволит добиться более точно оценивания. Компьютер сам в произвольном порядке задает ученикам вопросы из заложенной в него базы знаний и предлагает варианты ответов. В зависимости от того, сколько правильных даст ученик, выставляется итоговая оценка.
  6. Использование специальных справочных программ, словарей и переводчиков. Ведется работа и над электронными словарями и справочниками. Благодаря им ученики смогут найти нужную информацию в считанные минуты, всего лишь открыв нужную программу и введя ключевое слово для поиска.

Электронный учебник как одно из основных средств информатизации

Когда мы разбирали технологии информатизации образования, то упоминали и электронные учебники и пособия. Считается, что с их помощью учащиеся смогут намного лучше усвоить учебный материал. В чем же причины? В использовании не только текстового, но и мультимедийного материала.

Классический электронный учебник содержит в себе:

  1. Текстовую информацию. Это могут быть правила, факты, тексты для чтения.
  2. Графику. Сюда относят не только иллюстрации и фотографии, но и таблицы, схемы, графики.
  3. Аудио и видеоматериалы. Сюда относят аудиозаписи произведений, тексты для аудирований и пересказов и т. д., научно-документальные фильмы, благодаря которым учащиеся смогут лучше усвоить ту или иную тему.
  4. Блок проверочных заданий. Сюда относятся тесты и задания открытой формы. При этом важно, чтобы электронный учебник содержал поля для ввода ответов, мог проверять и анализировать их, указывая на допущенные ошибки.
  5. Блок справочной информации. Тут должны быть ссылки на дополнительные материалы, онлайн-библиотеки и другие информационные ресурсы.

Однако проблема состоит в том, что нет единого электронного учебника для преподавания того или иного предмета. Центр информатизации образования в дальнейшем обязан провести работу по созданию единых для всех учебников по предметам для дальнейшего их использования в школах.

Ивановский центр информатизации

На сегодняшний день наиболее заинтересован в решении данных проблем Ивановский центр информатизации и оценки качества образования.

Специалисты центра проводят работы в следующих направлениях:

1. Информатизация образовательных учреждений Ивановской области.

2. Обучение педагогов в области применения ИКТ.

3. Оценка качества образования в области.

4. Работа со школьниками в области ИКТ.

5. Проведение ежегодных курсов повышения квалификации для учителей ИКТ и информатики.

6. Презентация и содействие в приобретении новых учебников по ИКТ и информатике.

7. Создание банка программного обеспечения по курсу информатики и ИКТ.

8. Проведение семинаров и курсов по новым компьютерным технологиям.

9. Создание банка учителей информатики и ИКТ.

10. Работа лагеря "Юный информатик".

11. Дистанционная школа заочного обучения "Творите и общайтесь".

Выводы

Информатизация образования - это сложный и длительный процесс, направленный на внедрение в обучение средств ИКТ и новых методик обучения. Он имеет как преимущества, так и недостатки. Его основная цель состоит в повышении качества образования на всех уровнях.

1. Информатизация обществаИнформатизация – это система взаимосвязанных процессов:
1) Информационный – обеспечивает представление
информации в форме доступной для хранения, передачи и
обработки техническими электронными средствами.
2) Материальный – формирует глобальную инфраструктуру
электронных средств хранения, передачи и обработки
информации.
3) Познавательный – направлен на формирование и
сохранение целостной модели мира.
Информатизация общества – это использование,
распространение технологий в обществе.
ТСИ (Технические средства информатизации) – технические
устройства позволяющие выполнять хотя бы одну из
перечисленных функций: обработка, хранение и передача
информации.

2. Понятие ТСИ

Технические средства информатизации (ТСИ, от англ. Technical means of
information) - наука непосредственно связанная с вычислительной техникой и
изучающая технические характеристики и особенности, современных
устройств
Другими словами Технические средства информатизации изучают основные
конструктивные элементы средств вычислительной техники: типы и устройство
материнских плат, манипуляторные устройства ввода информации, видеоадаптеры,
типы процессоров, виды корпусов и блоков питания, нестандартные периферийные
устройства, модули оперативной и КЭШ-памяти, накопители на магнитных и
оптических носителях, видеоподсистемы, мониторы, принципы обработки звуковой
информации, звуковоспроизводящие системы, устройства вывода информации на
печать, сканеры, ресурса и энергосберегающие технологии использования
вычислительной техники, выбор рациональной конфигурации оборудования в
соответствии с решаемой задачей, совместимость аппаратного и программного
обеспечения, модернизация аппаратных средств и этот список можно продолжать очень
долго
Технические средства информатизации – это совокупность систем, машин,
приборов, механизмов, устройств и прочих видов оборудования,
предназначенных для автоматизации различных технологических процессов
информатики, причем таких, выходным продуктом которых является
информация (данные), используемые для удовлетворения информационных
потребностей в разных областях деятельности общества.

3. Виды ТСИ

Технические средства информатизации можно разделить
на 3 вида:
1.
Компьютер и его разновидности, периферийные
устройства (устройства вывода и ввода
информации)
2.
Средства оргтехники
3.
Специализированные средства (для различных
профессий)

4. Компьютерная система

Компьютер, ПК, ЭВМ, Компьютерная система.
Аппаратное
обеспечение
Устройства
ввода
Устройства
вывода
Устройства
хранения
Устройства
обработки
Программное
обеспечение
Управляющие
программы
Прикладные
программы

Оргтехника - организационная техника комплекс приспособлений и
технических средств, используемых для механизации и автоматизации
управленческого и инженерно-технического труда.
Номенклатура средств оргтехники включает все технические средства
механизации и автоматизации, начиная с механического карандаша и кончая
вводно-выводными устройствами ЭВМ. Для рационального использования
этих средств возможно условное их разбиение на группы.
При этом согласно действующей классификации промышленной продукции и
учета требований к ней можно выделить следующие группы средств труда,
включая основные их составляющие.
1. Средства составления текстовых документов (шифр по классификатору
426100): машины и автоматы пишущие (426110): машины - йор-гатизная
(механическая или электрическая), канцелярская механическая, канцелярская
электрическая, автомат; техника диктофонная (426120): диктофоны
кабинетный, носимый; станция диктофонная; ручки автоматические и
карандаши механические (426130): ручки перьевая и шариковая, карандаш
механический, фламастеры.

5. Классификация средств оргтехники

2. Средства копирования и оперативного размножения документов (426200):
средства фотокопирования и микрофотокопирования (426220) - оборудование репродукционного фотокопирования для
обработки фотокопий и печатных форм;
средства электрофотографического копирования (426230) - аппарат электрофотографический копировально-множительный с
промежуточным носителем изображения плоскостной;
средства электронно-искрового копирования (426240) - аппарат электронно-искрового копирования без изменения масштаба;
средства термокопирования (426250);
средства офсетной печати конторские (426260) - машина офсетная конторская;
средства светокопирования; средства трафаретной печати (426270) - ротатор сетчатый;
средства спиртовой (гектографической) печати (426280) - гектограф сплошной печати.
3. Средства обработки документов (426300):
средства подборки и сортировки документов конторские (426320):
устройства - сортировальное, листопод-борочное конторское;
машины листоподборочные - автоматическая конторская, полуавтоматическая конторская;
средства резки бумаги конторские (426330):
устройства - бумагорезательное конторское, обеспыливающее, фальцевания документов конторское;
приспособление для вскрытия шпагатной заделки;
средства скрепления и склеивания документов и конвертов конторские (426340): машины - нитко- и проволокошвейная конторская,
бесшовного скрепления конторская, конвертовскрывающая ручная, дырочная конторская, сверлильная, конвертозаклеивающая
конторская, п.ачковязальная конторская, приспособление с упаверсальной склеивающей лентой; клейница;
сшиватель документов; скоросшиватель;
средства нанесения защитных покрытий;
средства нанесения сургучных печатей и штампов;
средства адресовальные и штемпелевальные конторские (426360): аппарат штемпелевальный электромагнитный, нумератор
шестизначный полуавтоматический, устройство адресовальное конторское;
средства для уничтожения документов (42€370) - машина для уничтожения документов.

5. Классификация средств оргтехники

4. Средства поиска, хранения и транспортирования документов (426400):
картотеки (426410): настольная, стационарная немеханизированная, стационарная
механизированная; средства механизации поиска информации (426420);
средства хранения документов (426430) - шкаф для хранения документов конторский;
средства транспортирования документов конторские (426440): пневматические конторские;
конвейер для вертикального транспортирования документов; тележка; папка-портфель курьера.
5. Средства оперативно-технологической и производственной связи:
5.1. Средства телефонной связи:
автоматические телефонные станции;
оборудование административно-диспетчерской связи;
средства расширяющие возможности телефонной связи;
абонентные устройства;
5.2. Средства производственной громкоговорящей связи:
оборудование с центральными усилителями, с абонентными усилителями;
устройства выходные акустические;
оборудование промышленного телевидения: ПТУ видиконные, суперортиконные;
5.3. Средства радиосвязи: радиостанции носимые, портативные;
5.4. Средства поисково-вызывной связи: оборудование проводной системы, беспроводной
системы; аппаратура низкочастотной (индивидуальной) и высокочастотной (радио-) сети.

5. Классификация средств оргтехики

1. Средства составления документов (ручки, пишущей машинки,
ПК, диктофонной техники)
2. Средства обработки документов (переплетно-брошюровочное
и скрепляющие оборудование, машины для оформительских
работ, для уничтожения бумаг, для защиты документов)
3. Копировально-множительная техника (средства копирования
документов (репрография, электронография, термография,
фотография, диазография) и средства полиграфии)
4. Средства телекоммуникации и связи (помимо компьютерных
видов связи, телеграфная, телефонная (радиотелефонная),
видеосвязь, факсимильная связь)
5. Средства хранения документов (микрофильмирования,
голографирования документов)

6. История развития ВС

Дата
Что изобретено
Домеханический
Механический
Электронно-механический
Электронный
Автор (фирма)
изобретения

Вычислительные машины, системы, сети и комплексы

Технические средства информатизации - это совокупность систем, машин, приборов, механизмов, устройств и прочих видов оборудования, предназначенных для автоматизации различных технологических процессов информатики, причем таких, выходным продуктом которых является информация (данные), используемые для удовлетворения информационных потребностей в разных областях деятельности общества.

Все технические средства информатизации в зависимости от выполняемых функций можно разделить на шесть групп:

  • 1. Устройства ввода информации:
    • - Текста
    • - Местоуказания (мышь, световое перо, трекбол, графический планшет, джойстик)
    • - Мультимедиа (графика (сканер и цифровая фотокамера), звук (магнитофон, микрофон), видео (веб-камера, видеокамера))
  • 2. Устройства вывода информации:
    • - Текста (монитор);
    • - Мультимедиа (графика (принтер, плоттер), звук (наушники, акустические системы), видео (видеомагнитофон, видеокамера))
  • 3. Устройства обработки информации:
    • - Микропроцессор
    • - Сопроцессор
  • 4. Устройства передачи и приема информации:
    • - Модем
    • - Сетевая карта
  • 5. Многофункциональные устройства:
    • - Устройства копирования
    • - Устройства размножения
    • - Издательские системы
  • 6. Устройства хранения информации

Как следует из приведенной выше классификации, большая часть современных технических средств информатизации в той или иной мере связана с ЭВМ - персональными компьютерами (ПК).

Устройства ввода и вывода являются непременным и обязательным элементом любой ЭВМ, начиная с самой первой и заканчивая современными ПК, поскольку именно эти устройства обеспечивают взаимодействие пользователя с вычислительной системой.

Все устройства ввода / вывода персонального компьютера относятся к периферийным устройствам , т.е. подключаемым к микропроцессору через системную шину и соответствующие контроллеры . На сегодняшний день существуют целые группы устройств (например, устройства местоуказания, мультимедиа), которые обеспечивают эффективную и удобную работу пользователя.

Главным устройством вычислительной машины является микропроцессор , обеспечивающий в наиболее общем случае управление всеми устройствами и обработку информации. Для решения специфических задач, например, математических вычислений современные персональные компьютеры оснащаются сопроцессорами. Эти устройства относятся к устройствам обработки информации .

Устройства передачи и приема информации (или устройства связи) являются непременными атрибутами современных информационных систем, которые все больше приобретают черты распределенных информационных систем, в которых информация хранится не в одном месте, а распределена в пределах некоторой сети.

Модем (модулятор-демодулятор) - устройство, преобразующее информацию в такой вид, в котором ее можно передавать по телефонным линиям связи. Внутренние модемы имеют PCI-интерфейс и подключаются непосредственно к системной плате. Внешние модемы подключаются через порты COM или USB.

Сетевой адаптер (сетевая плата) - электронное устройство, выполненное в виде платы расширения (может быть интегрирован в системную плату) с разъемом для подключения к линии связи.

Устройства хранения информации занимают не последнее место среди всех технических средств информатизации, поскольку используются для временного (непродолжительного) или длительного хранения обрабатываемой и накапливаемой информации.

Многофункциональные устройства стали появляться сравнительно недавно. Отличительная особенность этих устройств заключается в сочетании целого ряда функций (например, сканирование и печать или печать и брошюровка печатных копий, и т.д.) по автоматизации действий пользователя.

Вычислительная машина, счётная машина - механизм, электромеханическое или электронное устройство, предназначенное для автоматического выполнения математических операций.

В последнее время, это понятие чаще всего ассоциируется с различными видами компьютерных систем. Тем не менее, вычислительные механизмы появились задолго до того, как заработал первый компьютер.

Ещё в 1623 году немец Вильгельм Шиккард (нем. Wilhelm Schickard) создал так называемые «Считающие часы», которые сегодня принято считать первым автоматическим калькулятором. В письмах к Иоганну Кеплеру Шикард объяснял, как можно использовать его машину для расчёта астрономических таблиц. Машина Шикарда умела складывать и вычитать шестизначные числа, оповещая звонком о переполнении. Более сложные вычисления выполнялись с помощью набора костяшек Непера, установленного на корпусе механизма. Оригинал машины был потерян при пожаре ещё до начала двадцатого столетия. В 1960 году на основе сохранившихся чертежей была построена копия этого вычислителя, подтвердившая его существование и работоспособность.

В 1642 году машину, помогающую в сложении чисел изобрёл французский учёный Блез Паскаль. «Паскалина», как назвал свою конструкцию изобретатель, представляла собой механическое устройство в виде ящичка, наполненного многочисленными шестерёнками. Складываемые числа вводились в машину за счёт соответствующего поворота наборных колёсиков. На каждом из этих колёсиков, соответствовавших одному десятичному разряду, были нанесены деления с цифрами от 0 до 9. При вводе числа колёсики прокручивались до соответствующей цифры. При завершении полного оборота избыток над цифрой 9 переносился на соседний разряд (на 1 позицию сдвигалось соседнее колесо) и так далее. «Машина Паскаля» позволяла выполнять не только сложение, но и другие операции, однако при этом требовала применения довольно неудобной процедуры повторных сложений.

В 1673 году другой известный учёный - Готфрид Вильгельм Лейбниц изготовил механический калькулятор, позволявший легко выполнять вычитание, умножение и деление.

1723 год - немецкий математик и астроном Христиан Людвиг Герстен на основе работ Лейбница создал арифметическую машину. Машина высчитывала частное и произведение (за счёт последовательно выполняемых операций сложения). Кроме того, в ней была предусмотрена возможность контроля за правильностью ввода данных.

В 1820 году француз Тома де Кальмар наладил промышленный выпуск арифмометров.

Разработанная в 1823 году разностная машина англичанина Чарльза Бэббиджа предназначалась для расчётов математических таблиц.

Изучение работ Бэббиджа и его советы помогли шведскому изобретателю Перу Георгу Шойцу (швед. Georg Scheutz), начиная с 1854 года, построить несколько разностных машин, а в 1859 году даже продать одну из них канцелярии английского правительства.

Ещё одна «Разностная машина», построенная вскоре Мартином Вибергом (швед. Martin Wiberg), также была в своей основе улучшенной версией машины Чарльза Бэббиджа и использовалась для расчёта и публикации печатных логарифмических таблиц.

К 1890 году американцем Германом Холлеритом была разработана электрическая табулирующая система, которая использовалась в переписях населения США в 1890 и 1900 годах.

В 1938 году немецкий инженер Конрад Цузе на квартире родителей построил свою первую машину, названную Z1. Это была пробная модель полностью механической программируемой цифровой вычислительной машины. В том же году Цузе приступил к созданию машины Z2. А в 1941 году Цузе создаёт первую вычислительную машину, обладающую всеми свойствами современного компьютера Z3.

Вычислительные системы

СОД (система обработки данных), настроенная на решение задач, конкретной области применения, называется вычислительной системой. Вычислительная система включает в себя технические средства и программное обеспечение, ориентированные на решение определенной совокупности задач. Существует два способа ориентации. Во-первых, вычислительная система может строиться на основе ЭВМ или вычислительного комплекса общего применения и ориентация системы обеспечивается за счет программных средств - прикладных программ и, возможно, операционной системы. Во-вторых, ориентация на заданный класс задач может достигаться за счет использования специализированных ЭВМ и вычислительных комплексов. В этом случае удается при умеренных затратах оборудования добиться высокой производительности. Специализированные вычислительные системы наиболее широко используются при решении задач векторной и матричной, алгебры, а также связанных с интегрированием дифференциальных уравнений, обработкой изображений, распознаванием образов и т.д.

Вычислительные системы, построенные на основе специализированных комплексов, начали интенсивно разрабатываться с конца 60-х годов. В таких системах использовалась процессоры со специализированными системами команд, конфигурация комплексов жестко ориентировалась на конкретный класс задач. В последнее десятилетие начались исследования и разработки адаптивных вычислительных систем, гибко приспосабливающихся к решаемым задачам. Адаптация вычислительной системы с целью приспособления ее к структуре реализуемого алгоритма достигается за счет изменения конфигурации системы. При этом соединения между процессорами, а также модулями памяти и периферийными устройствами устанавливаются динамически в соответствии с потребностями задач, обрабатываемых системой в текущий момент времени. В связи с этим адаптивные вычислительные системы иначе называются системами с динамической структурой. За счет адаптации достигается высокая производительность в широком классе задач и обеспечивается устойчивость системы к отказам. Поэтому адаптивные системы рассматриваются как одно из перспективных направлений развития систем обработки данных.

Вычислительные комплексы.

Начиная с 60-х годов для повышения надежности и производительности СОД, несколько ЭВМ связывались между собой, образуя многомашинный вычислительный комплекс.

В ранних многомашинных комплексах связь между ЭВМ обеспечивалась через общие внешние запоминающие устройства - накопители на магнитных дисках (НМД) или магнитных лентах (НМЛ) (рис 1,1, а), т.е. за счет доступа к общим наборам данных. Такая связь называется косвенной и оказывается эффективной только в том случае, когда ЭВМ взаимодействуют достаточно редко, например, при отказе одной из ЭВМ или в моменты начала и окончания обработки данных. Более оперативное взаимодействие ЭВМ достигается за счет прямой связи через адаптер, обеспечивающий обмен данными между каналами ввода - вывода ЧКВВ) двух ЭВМ (рис. 1.1, б ) и передачу сигналов прерывания. За счет этого создаются хорошие условия для координации процессов обработки данных и повышается оперативность обмена данными, что позволяет вести параллельно процессы обработки и существенно увеличивать производительность СОД. В настоящее время многомашинные вычислительные комплексы широко используются для повышения надежности и производительности СОД.

В многомашинных вычислительных комплексах взаимодействие процессов обработки данных обеспечивается только за счет обмена сигналами прерывания и передачи данных через адаптеры канал - канал или общие внешние запоминающие устройства. Лучшие условия для взаимодействия процессов - когда все процессоры имеют доступ ко всему объему данных, хранимых в оперативных запоминающих устройствах (ОЗУ), и могут взаимодействовать со всеми периферийными устройствами комплекса. Вычислительный комплекс, содержащий несколько процессоров с общей оперативной памятью и периферийными устройствами, называется многопроцессорным. Принцип построения таких комплексов иллюстрируется рис. 1.2. Процессоры, модули оперативной памяти (МП) и каналы ввода-вывода, к которым подключены периферийные устройства (ПУ), объединяются в единый комплекс с помощью средств коммутации, обеспечивающих доступ каждого процессора к любому модулю оперативной памяти и каналу ввода-вывода, а также возможность передачи данных между последними. В многопроцессорном комплексе отказы отдельных устройств влияют на работоспособность СОД в меньшей степени, чем в многомашинном, т.е. многопроцессорные комплексы обладают большей устойчивостью к отказам. Каждый процессор имеет непосредственный доступ ко всем данным, хранимым в общей оперативной памяти, и к периферийным устройствам, что позволяет параллельно обрабатывать не только независимые задачи, на и блоки одной задачи.

Технические средства информатизации - это совокупность систем, машин, приборов, механизмов, устройств и прочих видов оборудования, предназначенных для автоматизации различных технологических процессов информатики, причем таких, выходным продуктом которых является информация (данные), используемые для удовлетворения информационных потребностей в разных областях деятельности общества.

Все технические средства информатизации в зависимости от выполняемых функций можно разделить на пять групп:

  • 1. Устройства ввода информации являются непременным и обязательным элементом любой ЭВМ, начиная с самой первой и заканчивая современными ПК, поскольку именно эти устройства обеспечивают взаимодействие пользователя с вычислительной системой.
  • 2. Устройства передачи и приема информации (или устройства связи) являются непременными атрибутами современных информационных систем, которые все больше приобретают черты распределенных информационных систем, в которых информация хранится не в одном месте, а распределена в пределах некоторой сети.
  • 3. Устройства хранения информации занимают не последнее место среди всех технических средств информатизации, поскольку используются для временного (непродолжительного) или длительного хранения обрабатываемой и накапливаемой информации.
  • 4. Многофункциональные устройства стали появляться сравнительно недавно. Отличительная особенность этих устройств заключается в сочетании целого ряда функций (например, сканирование и печать или печать и брошюровка печатных копий, и т.д.) по автоматизации действий пользователя.
  • 5. Устройства обработки информации. Главным устройством вычислительной машины является микропроцессор, обеспечивающий в наиболее общем случае управление всеми устройствами и обработку информации. Для решения специфических задач, например, математических вычислений современные персональные компьютеры оснащаются сопроцессорами.

Программное обеспечение(ПО) - совокупность программ, позволяющая организовать решение задач на компьютере ПО и архитектура машины образуют комплекс взаимосвязанных и разнообразных функциональных средств, определяющих способность решения того или иного класса задач. Важнейшими классами ПО являются системное и специальное (прикладное), представленное пакетами прикладных программ (ППП).

Программы автоматизации управленческой деятельности организаций. Но любая программная система, претендующая на комплексное решение задачи управления предприятием, независимо от полноты реализованной функциональности, нуждается в связи с внешним миром - другими программами и программными системами. Функции, специфичные для отдельных предприятий, взаимодействие с унаследованными программами, специфические способы представления информации - вот области, где может потребоваться взаимодействие различных программ.

Программы используемые на предприятии: ППО "Территория", АРМ "Территория"

ППО "Территория".Данная программа в значительной степени позволяет увеличить темпы и качество обработки заявлений при оказании государственных электронных услуг. В 2010 году принято 1,5 тысячи заявлений, из которых было отклонено 40%. В то время как в 2011 году обработано порядка 5,5 тысяч электронных заявлений, из которых отклонено менее 5%. Данные цифры свидетельствуют об увеличении электронной грамотности граждан, а также об эффективности программы "Территория". Данная программа позволит ФМС России и региональным УФМС полностью перейти на автоматизированный процесс оказания услуг по оформлению миграционной документации.

АРМ "Территория".Программа АРМ "Территория" предназначена для составления документации. Территория предназначена для введения баз, ввода информации о людях (даты рождения, места проживания, фамилию, имя, отчество и многое другое) для переезда в город.

Требования к автоматизированным рабочим местам (АРМ) для работы с ППО "Территория".

Минимальные требования к ПК для работы с ППО "Территория"

При использовании версий Windows работа с ППО возможна в полном объеме.

Процессор: IntelPentium 4 или более поздней версии

Объем памяти: от 512 Mb

Операционная система: Windows XP с пакетом обновления 2 или более поздней версии; WindowsVista; Windows 7

Допустимые конфигурации без возможности печати на спецпринтере:

Процессор: Intel

Объем памяти: от 512 Mb

Свободное дисковое пространство: от 1 ГБ

Операционная система: Mac OS X 10.5.6 или более поздней версииLinux

Процессор: IntelPentium 3/Athlon 64 или более поздней версии

Объем памяти: от 512 Mb

Свободное дисковое пространство: от 1 ГБ

Операционнаясистема: Ubuntu 10.04+; Debian 6+; OpenSUSE 11.3+; Fedora Linux 14